Сообщества памяти. Эскизы социальных портретов краеведения (Добрянка)

Сообщества памяти. Эскизы социальных портретов краеведения (Добрянка)

Аватар пользователя Александр Чащухин


Каждый текст имеет своего автора. Между тем, в случае регулярного цитирования, нарратив начинает жить своей жизнью. Факты и суждения, положенные в его основу, становятся само собой разумеющимися для многих людей. Одним из авторов нарратива о затоплении Камским морем территорий и гибели старого завода оказался Михаил Александрович Калинин – журналист и краевед, который свои профессиональные и личные усилия обратил на изучение и репрезентацию местной истории. Между тем, индивидуальная траектория этого человека тоже имеет социальные основания. В Полазне и Березниках нам посчастливилось встретиться с подобными людьми, занимающимися краеведением, живо и с интересом восстанавливающими историю родного края. Виктор Александрович Цыпуштанов и Михаил Владимирович Сергеев – яркие тому примеры. 


Судьба каждого человека по-своему уникальна. Между тем, в любой биографии всегда проявляются определенные социальные и культурные процессы эпохи. Испытав свое второе рождение в позднесоветское время, краеведение стало важным культурным явлением в различных регионах СССР. Что заставляло и заставляет этих людей тратить свое свободное время на изыскания, на поиски и сохранение материальных, документальных и устных свидетельств о прошлом? Размышляя о том, почему они стали заниматься историей затопленных территорий, наши герои говорили о детских воспоминаниях. Для одного это протекавшая на его глазах история затопления и переселения. Для другого — материальные и устные свидетельства о малой родине его родителей. Так или иначе в детстве был зафиксирован некий важный разрыв между эпохой «до затопления», «до большой воды» и современностью. 


При всем различии биографий общим было формирование определенного социального круга – людей, которые опираясь на официальные институции, такие как музеи и библиотеки, формировали нормы и практики обращения с локальной историей.

Пьер Бурдье назвал бы это социальным капиталом, который трансформировался в капитал символический.

Действительно, на своей малой родине эти люди получили признание и известность. Идентичность уважаемого в своей местности (и за ее пределами) человека формировалась набором практик, главной из которых становилось написание и последующее издание текстов. Статья в местной газете, заметка в многотиражке, издание книги – социально значимые достижения. Презентация нового издания, организация выставки в местном музее или библиотеке становится еще и ядром для коммуникаций между людьми. В устном варианте создаваемые нарративы и дискурсы продолжают воспроизводиться в форме экскурсий, посетителями которых становятся как гости города, так и местные школьники. 

Итогом этого процесса становится конструирование исторических образов. Невидимые взгляду Полазненский и Добрянский заводы, села Ленва и Дедюхино становятся ожившими свидетельствами локальной истории. Скрытые под водами Камы, они подвергаются своеобразной сакрализации памяти – идеальными историями той, старой жизни. Между тем, сейчас эта социальная форма памяти испытывает определенные проблемы с трансляцией. Советское общество было «текстократичным». Это свойство, с поправкой на «телевизионность» сохранялось и в последующие 15 лет после конца советской эпохи. Сейчас прежние формы трансляции уходят на второй и третий план, уступая место Интернету. Представляется, что судьба сохранения / изменения упомянутых нарративов и образов будет зависеть от того, насколько успешно займут они свое место во всемирной сети.